История декаданса в представлении многих поклонников стиля начинается с появлением слова, на рубеже XIX и XX веков, когда стали писать свои произведения первые декаденты, когда недоверие и протест против общественных ценностей привели все же к появлению человека, отказывающегося от этих догм, от религий и различного типа структур социума. Но на деле декаданс как стиль тогда лишь ярче всего проявился. А истоки его можно найти даже в искусстве первобытной культуры, и в современном искусстве.
Декаданс в истории
Составляющие стиля проявились крайне ярко что в греческой культуре – в том периоде, что принято называть эллинистическим, что в культуре Рима. Закат истории великой римской империи проявил огромное количество черт, свойственных именно для декадентского стиля. Примерно такие же, хотя и переработанные столетиями человеческой истории и необычного восприятия черты есть и у искусства барокко, с его неизменной пышностью. По словам публициста Меньшикова, что работал во время появления декаданса не как черт, а как самостоятельного стиля, он прослеживается во всей истории культуры человечества. В начале XX века он говорил, что теперь просто начало бросаться в глаза все то, что ранее было прикрыто другими, более яркими чертами, но на самом деле сопровождало человечество с того момента, как мы начали стремиться понимать искусство.
Декаданс и искусство первобытной культуры
Когда идет речь о декадансе, нельзя не упомянуть самые первые его проявления. Они встречаются в рисунках дикарей, и появлялись во время создания наскальной живописи на определенном этапе первобытной культуры. Человек, что уже умел делать статуи своих богинь, и понял, что углем или красками природы можно создавать рисунки, не всегда хотел тщательно их прорабатывать, сглаживать углы и совершенствовать творения. Наоборот – он создавал их нарочито примитивными, вкладывал в них сырую природу, накладывал краски или штрихи так, что разобраться в них было бы непросто.
Декаданс того времени, да и декаданс как стиль современности – это открытый дух, освобожденный в создании и в восприятии от оков стандартов, норм и своего сознания, заковывающего его в рамки правильности. Такой стиль будет существовать всегда, пока существует сознание человека.