Ирисы являются символом декаданса в мире цветов, нежные и разнообразные, загадочные и таинственные, они словно воплощают в себе то тайное знание, которым обладали люди той эпохи. Ирисы нашли свое отражение во многих работах знаменитых декадентов. История ириса загадочна, она уходит своими корнями во тьму эпох. Этот цветок, с его загадочным прошлым, интересными изгибами, и своей возвышенностью стал отражением судеб и восприятия мира многих декадентов. Он словно вырывается из земного притяжения, он отрешен от обыденности, и благодаря этому именно так его и воспевали многие поэты, художники, писатели не только декаданса, но и модерна. Особенно много описаний и изображений ириса в искусстве конца XIX и начала XX веков.
Ирисы украшали еще пиры в Древнем Риме, они следовали за паломниками по африканскому побережью для того, чтобы расцвести возле дворцов Мавритании.
В Европу любимые цветы декаданса попали вместе с крестоносцами, и сразу стали одними из самых любимых цветов. Ирисы часто росли и под замками, и под монастырями. Например, в монастырях России не было разрешено выращивать такой символ любви Плоткой, как розу, однако ириса этот запрет не касался – ведь он. Хоть и не менее прекрасный, чем роза, был цветком духовной, возвышенной, чистой любви.
Многие поэты и художники декаданса воспевали ирисы, ведь именно эти цветы были символом самого понятия «декаданс» - возвышенные, загадочные, нежные и хрупкие, они вдохновляли многих поэтов и писателей. Например, Константин Бальмонт, известный декадент, сравнивает красоту женщины именно с красотой ириса.