У многих, посещающих вернисаж художников-декадентов, возникает ощущение, что они будто попали в сумасшедший дом и рассматривают истории болезни. Действительно с точки зрения медицины, не всех художников можно отнести к психически здоровым людям. Но мы ведь оцениваем их произведения, а не особенности их личной и общественной жизни.
Если бы не было того кризиса в их сознании, декадентческого настроя, вряд ли бы их полотна сейчас стали великим достоянием.
Искусство, подверженное гонению, и живопись, уже изыскавшая и исчерпавшая все способы выражения зашли в тупик. Постепенно, ломая все общепринятые устои, художники-декаденты показывают, экспериментируя рассудком, который постоянно балансирует на грани, ища выход из шаблонной реальности, с цветами, фактурами и образами, свои эмоции. Порой навзрыд, порой пугая публику новизной и неординарностью мышлений.
Общепринятые школы живописи, сначала были настроены резко против таких художников, утверждая, что так писать нельзя. Но, в конце концов, настоящее искусство не подвластно критике – оно существует вразрез общественному мнению и находит почитателей своего таланта. Теперь декаданс в живописи занял достойное место уже на легальных правах