Недавно врученная литературная премия «Русский Букер» отметила несколько произведений, масштабных и ярких в современном пространстве русской литературы. Все они выполнены в современном декаданском стиле, так что можно с полной уверенностью сказать – премия стала триумфом нового декаданса, уже захлестнувшего культуру нашей страны.
Лучшие из лучших
В этом году на премию претендовали сразу шесть произведений. Самым лучшим оказалось творение «Возвращение в Египет», что позволило оценить весь бурлящий двадцатый век вместе с его героями. Его автор, Шаров, уже получил несколько премий за свою работу в стиле «нового декаданса», и победа в таком престижном конкурсе является логичным продолжением его пути, усыпанного победами. Такое решение не порадовало только автора «Обители» Прилепина. Он уже раз обошел творение своего коллеги, и надеялся сделать это еще раз, но не удалось. Поэтому диплом и все награды были оставлены им на столе, когда писатель, обидевшись, покидал церемонию. Остальные, что Громова, что Скульская, что Вишневский, что Ремизов, титулованные писатели и таланты, восприняли победу как вполне логичную.
Осмысление упадка
Комментируя представленные произведения, историк и член жюри отметил, что они очень необычные. С точки зрения Арьева, повидавшего на своем веку немало книг, эти произведения существенно отличаются от того, что писали в советское время. Их создали люди, сознание которых не затуманено нормами и ограничениями, оно раскрепощено, и легко воспринимает все, что происходит вокруг. Наша литература, да и вся культура, сегодня находится на переломе веков и стилей, сминаются свободомыслием старые советские устои, как и во времена развития декаданса поэты и писатели, появившиеся на свет в обществе чрезмерного количества правил, пытаются найти свободу в искусстве, найти новые стили, условности…. Все шесть монументальных работ, что были представлены как соискатели на премию, выполнены в одном стиле. Это яркая, обостренная реакция людей чувствующих на боль, на зло, на несправедливость, что окружает нас повсюду. Особенно интересует современного человека феномен зла, и он подробно исследуется и в работе, признанной лучшей, и в остальных.