Многие полагают, что декаданс стал частью лишь эпохи развития литературы, и отказываются воспринимать его в качестве полноценного стилистического направления не только искусства, но и живописи. Тексты мастеров декаданса были конечно прекрасны, и проза относится к самым ярким сферам искусства, где изящность запретного была выражена красивее всего, но очень многие мастера обратили внимание и на живопись.
Эпохи развития декаданса
Декаданс проник в основы текста мастеров слова еще до конца XIX века, но именно на переломе веков стал более популярным. Тогда кроме Уайльда, Ницше, и многих других ставших знаменитыми писателей, он очаровал и немалое количество художников. Правда, сначала долго переплетался с другими направлениями живописи, с символизмом, с экспрессионизмом, что и сегодня понятно – ведь все эти направления представляли собой чистое искусство, бывшее необычным для того времени. Декадентские мотивы стали особенно яркими во время эпохи его расцвета, в самом конце XIX столетия и в первых десятилетиях XX века.
Живопись декаданса
О живописи в направлении декадентства говорят не часто – потому что в этой теме сложнее разобраться. Сам декаданс скорее не полноценное направление, а нечто большее. Не столь строгое, зато шире в несколько раз, чем тот же символизм. Поэтому он нашел отражение в творчестве огромного количества мастеров, но в истинном духе противоречия так и не выразился в какое-то определенное направление, не стал течением в полной мере. Это тем более интересно – потому что определяет истинный характер декаданса, даже текст и живопись в котором становятся противоречивы и новы по своей натуре.
В качестве мастеров стиля можно представить Бердслея, способности которого к индивидуализации и оторванности от натуры сделали его полотна только ярче. Точно так же к декадансу частенько относят Мунка, ведь его творения представляют не просто чистую эстетику, но и мало понятны были мастерам того времени. Работали с эстетикой упадка и такие живописцы, как Моро, Врубель и Калмаков.
Отношение к ним, как и ко всем мастерам декаданса, неоднозначное – тексты с критикой выходили и выходят по сей день, а во время посещения музея создается впечатление, что все это полотна явно не здоровых людей – и оно неправильное, ведь мастера просто выразили в своих работах непонимание мира, выходящее за рамки правильного и принятого в той же мере, что и сумасшествие, но совсем в другом направлении.