Он является одним из наиболее значимых декадентов не только в родной Франции, но и далеко за её пределами. Публика испытывала трепет, восторг и шок от его стихотворений, а также от образа жизни Верлена – богемного, не лишенного изрядных возлияний абсента и бисексуальных связей. Пистолетные дуэли и попытки самоубийства были в этой среде отнюдь не редкостью, и вся жизнь Поля Верлена проходила на какой-то тонкой грани, отражением которой и стало его творчество.
В детстве семья Поля Верлена постоянно переезжала из одного гарнизона в другой, и родителем до хрупкого болезненного юноши просто не было дела. В порыве алкогольной горячки он однажды едва не удушил собственную мать, и та незамедлительно женила его, видя в этом освобождение от греховности, выписки и порочных связей с доступными женщинами и мужчинами. Верлен, как ни странно, Матильду Моте, свою супругу, также считал избавлением, о чем свидетельствуют светлые стихи, написанные поэтом в период помолвки.
Исповедываясь перед смертью, которая, как известно, равняет всех, он признался во многих ошибках, совершенных в жизни, однако жизнь свою в целом Верлен ошибкой не считал. Поль Верлен сказал также, что искусство выше всего: морали, денег, положения, и его смерть стала большой потерей и для французской, и для мировой поэзии.