С формальной точки зрения биография Сарьяна была успешной и обширной. Представитель «буржуазного» декаданса на удивление успешно обосновался в художественной среде советского общества, притом, что его живописные произведения никогда не были похожи на окружающие его образцы творчества в господствующем жанре социалистического реализма. Тогдашние каноны не приветствовали пейзажи и натюрморты, написанные открытыми, едва ли не декоративными цветами. А вот Мартирос Сарьян именно их и писал. Потому, что он считался официальным родоначальником современной советской живописи Армении. Да, его манера менялась от десятилетия к десятилетию (стоит сравнить хотя бы его пейзажи начала ХХ века, написанные после путешествий в Египет, Персию и Турцию, и армянские пейзажи гор, сделанные двадцать-тридцать лет спустя). Но это явно был сугубо личный рост и эволюция художника, а никак не приспособление к среде, на которую Сарьян так никогда и не стал похожим.
Вслух поддерживая линию коммунистической партии, например, индустриализацию, Сарьян никогда на деле не изображал ни социалистических строек, ни производств. Зато, впервые побывав в возрасте двадцати лет на исторической родине, в Армении, Мартирос Сарьян навсегда полюбил эту землю за самобытную неизменную культуру и величественную природу. Впоследствии Мартирос Сарьян навсегда поселился в Армении.